- Диагностика поломки
- Извлечение барабана
- Извлечение старых подшипников и сальника
- Необходимость проведения своевременного ремонта
- Необходимые инструменты для ремонта
- Нюансы ремонта моделей с вертикальной загрузкой
- Обратная сборка
- Особенности замены для моделей с вертикальной загрузкой
- Порядок замены подшипников
- Причины износа
- Шаг 1. доступ к стиральному баку
- Шаг 2. демонтаж бака (стиральной емкости)
- Шаг 3. грамотная разборка бака стиралки
- Шаг 4. извлечение элементов
- Шаг 5. смена повреждённых подшипников узла
- Шаг 6. сборка стиральной машины обратно
- Выводы и полезное видео по теме
Диагностика поломки
Грохот и гул при вращении барабана в режиме стирки, поломка режима отжима и быстрое изнашивание ремня привода свидетельствуют о неисправности подшипников.
Убедиться в этом можно, внимательно осмотрев стиральную машину.
Извлечение барабана
Если бак разборный, то с него необходимо снять шкив (он крепится на одном болте) и утопить вал внутрь бака. Теперь с бака можно снять верхнюю часть и достать барабан.
Если бак неразборный, его придется распилить по внешней кромке или по шву. Затем бак переворачивается, снимается шкив и аналогично вдавливается вал.
Барабан извлекается, а в баке появляется доступ к сальнику и подшипнику.
Извлечение старых подшипников и сальника
Перед тем, как демонтировать сальник и подшипники, их видимую часть рекомендуется зачистить от грязи механическим способом (так их будет проще доставать). Подшипник аккуратно выбивают тупым зубилом и молотком, распределяя удары по всей окружности, чтобы он вышел прямо. Все действия следует производить очень осторожно, чтобы не повредить бак.
Подшипник чаще всего вылетает одновременно с сальником. Либо сальник достается отдельно после подшипников.
Необходимость проведения своевременного ремонта
Традиционно в конструкциях стиральных машин под горизонтальную загрузку используются два подшипника. Благодаря этим опорным элементам удерживается на месте, фиксируется в горизонтальном положении и вращается свободно барабан стиральной машины.
Оба подшипника установлены на одном валу и закрыты от попадания воды уплотнением со стороны внутренней области барабана. Между тем износ существующего уплотнения через некоторое время эксплуатации аппарата приводит-таки к просачиванию воды в область переднего подшипника.
В результате подшипниковые детали подвергаются коррозии, ржавеют и в конце концов разрушаются. Барабан не вращается, утрачивает балансировку, заклинивает. До такого состояния лучше не доводить – менять подшипники и выполнять прочий ремонт стиральной машинки следует вовремя (при появлении шума).
Стиралки Индезит последних поколений оборудованы системой самодиагностики, что значительно облегчает и ускоряет определение возникших и назревающих поломок. Владельцам машинок нужно знать коды ошибок. Их расшифровка поможет понять, можно ли ремонтировать самому или лучше обратиться в мастерскую.
Необходимые инструменты для ремонта
Для того, чтобы разобрать стиральную машину и поменять подшипники, потребуется:
- большие плоскогубцы с прорезиненной рукояткой,
- пассатижи с узкой удлиненной рабочей частью,
- набор гаечных ключей,
- отвертки (крестовая и обычная плоская),
- отвертка со сменными насадками (обязательно должны быть в комплекте насадки «звездочка»),
- круглогубцы,
- зубило,
- молотки (резиновый и обычный),
- если бак неразборный, необходим инструмент для резки бака (болгарка, ножовка или электролобзик),
- желательно иметь специализированные съемники, которые упростят процесс извлечения подшипников (при их отсутствии можно использовать автоинструмент либо подручные механические устройства).
Также для разборки и дальнейшей сборки потребуются расходные материалы: WD-40, силиконовый герметик, специальный водостойкий клей и хомуты для крепления проводов разного диаметра.
Нюансы ремонта моделей с вертикальной загрузкой
Ремонт узла подшипника для конструкций «Индезит» под вертикальную загрузку в какой-то степени выполняется даже проще, чем на аппаратах горизонтального исполнения. Конфигурация вертикального загрузочного бака этих стиральных машин характерна тем, что для замены подшипника (одного!) и сальника уплотнения не требуется разбирать полностью стиральную систему.
Достаточно открыть боковую панель с той стороны, где располагается шкив барабана, и демонтировать шкив.
Так открывается доступ к ступице, в корпус которой запрессован подшипник и установлен сальник. Ступица сделана съёмной деталью. Она крепится несколькими болтами на корпусе бака. После отворачивания винтов ступица легко снимается.
Обычно, если подшипник барабана разрушен, его не меняют отдельно, собственно, как и сальник.
Приобретают ступицу полным сборочным комплектом (вместе с установленным подшипником и сальником) и заменяют целиком эту деталь. Такой подход видится более практичным.
Со всеми возможными ремонтными операциями, доступными самостоятельному хозяину стиральной техники Индезит, ознакомит следующая статья, в которой детально разобраны варианты поломок и способы их устранения.
Обратная сборка
Сначала собирается (или склеивается) бак. Затем устанавливается патрубок (его крепление можно проклеить герметиком), манжет, тэн и датчик температуры. Бак помещают обратно в корпус. Все съемные резиновые детали перед сборкой рекомендуется очистить от грязи и промыть. Сборка производится в обратном порядке.
Особенности замены для моделей с вертикальной загрузкой
В машинах с вертикальной загрузкой барабан крепится на двух полуосях. Поэтому в таких машинах есть два комплекта подшипников, которые следует менять одновременно. После разбора машины сначала меняют подшипник с той стороны, где нет шкива, потом – с противоположной. При разборе следует учитывать направление резьбы. Как правило, на противоположных полуосях она разная.
Вооружившись необходимыми инструментами и теоретическими знаниями, можно самостоятельно снять подшипник с барабана стиральной машины Индезит, подобрать идентичный и установить обратно. Процесс разбора полезно фотографировать. Это поможет при сборке.
Порядок замены подшипников
До начала ремонтных работ настоятельно рекомендуется определить точную номенклатуру (маркировку) запасных частей, составляющих ремонтный узел, найти поставщиков и купить всё из того, что потребуется для замены.
Как правило, набор приобретаемых комплектующих деталей следующий:
- подшипник шариковый однорядный закрытый (2 шт.).
- манжета уплотнительная резиновая (1 шт.).
Также рекомендуется обзавестись сервисным мануалом (инструкция по ремонту) на «Индезит» конкретной модели. Здесь поможет сеть Интернет и официальный сайт бренда.
Наконец, нужен слесарный и электротехнический инструмент, в частности:
- отвёртки разные;
- плоскогубцы, шестигранные ключи;
- набор ключей гаечных рожковых (торцевых);
- нож, молоток, напильники;
- съёмник для малых подшипников;
- наждачная бумага, деревянные брусочки, ветошь.
Вооружившись всем необходимым, имея за плечами некоторый опыт ремонта и знания электромеханики, можно смело приступать к наладке стиральной машины.
Причины износа
Барабан стиральной машины должен свободно вращаться внутри бака. Такое вращение обеспечивают исправные подшипники.
Причины износа могут стать результатом:
- естественного износа сальника, который после 5-7 лет эксплуатации начинает дубеть, деформироваться и, как следствие, пропускать воду, провоцируя коррозию подшипников,
- длительного использования стиральной машины в целом и, как следствие, износа всех деталей,
- неправильной эксплуатации (стиральную машину необходимо правильно эксплуатировать и периодически обрабатывать специальными средствами для удаления накипи).
Шаг 1. доступ к стиральному баку
Начало ремонтного процесса, конечно же, – отключение стиральной машины от питающей линии электричества. Также придётся отключить шланги подачи и сброса воды. Аппарат желательно разбирать в условиях достаточной свободной площади помещения.
Рекомендуется подготовить несколько ванночек для крепежа, снятого с разных элементов конструкции. Раздельное хранение демонтированных винтов, назначенных для крепления каждой отдельной детали, упростит в последующем сборку машины.
Первые элементы крепежа, которые необходимо снять, приходятся на верхнюю панель стирального аппарата. Обычно требуется вывернуть два – четыре крепёжных винта.
Параллельно с верхней панелью демонтируют дозатор под загрузку моющих средств, а также панель с ручками управления. Ванна дозатора обычно держится на двух-трёх пластмассовых защёлках.
Панель механики управления перед съёмом нужно отключить по электрическим контактным группам. Следует прежде составить (нарисовать) на бумаге и обозначить все точки электрических соединений управляющих элементов. Тем более сделать это необходимо, если отсутствует принципиальная схема стиральной машины.
Шаг 2. демонтаж бака (стиральной емкости)
Лучшим вариантом демонтажа бака стиральной техники видится съём этой детали через проём, открывшийся после удаления верхней панели корпуса машины. Некоторые модели от Индезит имею съёмную крышку на задней стенке. Этот вариант тоже подходит для выемки, но считается несколько неудобным.
В любом случае демонтажа бака необходимо предварительно снять ремень сопряжения шкивов электродвигателя и барабана.
Также потребуется отсоединить электродвигатель, который обычно закреплён на корпусе бака. Снять хомут (или скрепки), стягивающий резиновую манжету по обечайке люка загрузки и отделить манжету.
Затем торцевым гаечным ключом отворачивают крепёжный винт шкива барабана и снимают шкив с вала при помощи съёмника. Следом нужно отвернуть крепёж противовеса (лежит сверху барабана) и удалить эту деталь конструкции.
После всех отмеченных манипуляций бак стиральной машины остаётся висеть на демпферных пружинах. Иные модели комплектуются дополнительно нижними амортизаторами. Пружины аккуратно отцепляют, амортизаторы отсоединяют и вынимают освобождённый бак через верхний проём корпуса машины (или сквозь проём задней области).
Кстати, если съём барабана выполняется через проём задней стенки корпуса стиралки, необязательно снимать целиком конструкцию бака. Почему? Об этом дальше.
Шаг 3. грамотная разборка бака стиралки
Чтобы подобраться к подшипниковому узлу, потребуется отделить металлический барабан от корпуса бака, сделанного из полиуретана. Как правило, конструкция бака любых стиральных машин, включая марку Индезит, состоит из двух половин. Их необходимо разъединить.
Плотное соединение половинок корпуса достигается стяжкой хомутом либо специальными металлическими скрепками. В первом случае достаточно ослабить хомут, чтобы иметь возможность отсоединить и демонтировать одну половину бака вместе с барабаном.
Если же стяжка выполнена скрепками, придётся извлекать бак целиком, так как по боковым сторонам снять скрепки без демонтажа бака не удастся. Ещё следует отметить о существующем «паяном» варианте, где две половины корпуса наглухо запаяны. Здесь некоторые умельцы попросту распиливают корпус бака ножовкой по линии спайки.
Шаг 4. извлечение элементов
Итак, бак извлечён, разделён на половинки, одна из которых за счёт подшипникового узла держит барабан. Теперь пришло время аккуратно снять сальниковое уплотнение, а затем отделить (выбить) вал барабана от подшипникового узла.
Сальниковое уплотнение снимается при помощи отвёртки, также можно применить подходящий съёмник. Далее половину корпуса бака с барабаном размещают на деревянных брусках (или на других подходящих опорах), чтобы обеспечить состояние провиса барабана для его отделения.
Отделять (выбивать) барабан следует очень аккуратно. Один из вариантов процедуры отделения – сделать металлическую шпильку-выколотку, которая вкручивается по резьбе на место крепёжного болта с торца вала. Такую шпильку плотно заворачивают, после чего лёгкими ударами молотка выколачивают барабан.
Вслед за съёмом вала с барабаном осуществляется процесс демонтажа подшипников. Как правило, подшипниковый узел содержит два разных по размеру подшипника.
Их тоже выбивают, применяя инструмент, исключающий повреждения посадочных мест. Лучше, конечно, применить вытягивающий съёмник, который при желании можно сделать из подручных материалов.
Шаг 5. смена повреждённых подшипников узла
Перед инсталляцией подшипников в посадочных зонах следует выполнить тщательную зачистку монтажных поверхностей. При этом не рекомендуется применять агрессивные чистящие средства. Очистка пластмассовых поверхностей вполне качественно выполняется мыльным раствором.
Запрессовке (посадке) подшипников по месту нужно уделить особое внимание. Малейший перекос в момент запрессовки грозит обернуться деформированием опорных стенок. Если это случится, придётся менять целиком бак стиральной машины.
Нужно точно поместить подшипник по краям посадочной канавки. Затем через деревянный брусок сечением, равным внешнему диаметру подшипника, равномерно, лёгкими ударами молотка по окружности, неспешно запрессовать подшипник на место. Такие же действия применит по отношению ко второму экземпляру.
После запрессовки опорных элементов, нужно с внутренней стороны корпуса бака установить на подшипниковом узле новый сальник. Посадка сальника также требует осторожного и внимательного производства действий.
Далее посадить на подшипники вал барабана, но прежде вал нужно зачистить шкуркой-нулевкой и смазать его поверхность тонким слоем циатима 221 или аналогичным средством. Останется соединить две половины бака и собрать машину.
Шаг 6. сборка стиральной машины обратно
Процедура сборки аппарата выполняется в обратной последовательности. Собранный бак помещают внутрь корпуса, цепляют на демпферные пружины, крепят к нижним амортизаторам, соединяют с люком загрузки через манжету.
Следом помещают на верхней части бака противовес, закрепляют эту деталь болтами и переходят к месту крепления мотора. Закрепив электродвигатель на корпусе бака стиральной машины, надевают на вал барабана шкив, крепят его болтом и соединяют передаточным ремнём со шкивом мотора.
На очереди установка панели управления. Эту часть конструкции монтируют с оглядкой на ранее сделанные пометки электрических соединений.
Затем устанавливают корпус дозатора для моющих средств, закрывают корпус стиральной машины верхней панелью. Вот и всё, замена подшипников стиральной машины успешно завершена.
Под завершение сборки техники присоединяют рабочие водяные шланги. Здесь попутно рекомендуется извлечь сетчатые фильтры (на входном клапане и в конструкции дренажного насоса), почистить их или заменить новыми.
Выводы и полезное видео по теме
Как произвести работу по ремонту стиральной машины с литым баком, можно узнать из следующего видеоролика:
Завершая тему замены подшипников и ступиц на стиральных машинах бренда «Indesit», нужно отметить: большинство моделей сделаны как одноразовые. То есть производитель техники по умолчанию разрабатывал эти конструкции с учётом их нулевой ремонтопригодности.
Такая техника должна полностью меняться после выработки заявленного ресурса. Тем не менее, как показывает практика, фактически каждая модель поддаётся ремонту.