Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром — Автосервис

Как найти ток утечки

Если измерения оказались неутешительными, придётся искать «виновника» высокого потребления энергии. Рассмотрим сначала неисправности штатных компонентов, которые могут привести к высокому току утечки.

  • Диоды на выпрямителе генератора не должны пропускать ток в обратном направлении, но это только в теории. На практике, они имеют небольшой обратный ток, порядка 5-10 мА. Поскольку диодов в мосту выпрямителя четыре штуки, отсюда получаем до 40 мА. Однако со временем полупроводники имеют свойство деградировать, изоляция между слоями истончается, и обратный ток может увеличиться до 100-200 мА. В таком случае поможет только замена выпрямителя.
  • Магнитола имеет специальный режим, в котором она практически не потребляет мощности. Однако, чтобы она входила в этот режим и не разряжала АКБ на стоянке, её необходимо подключать правильно. Для этого используется сигнальный вход ACC, который следует подключить к соответствующему выходу с замка зажигания. Уровень 12 В появляется на этом выходе только тогда, когда ключ вставлен в замок и немного повёрнут (положение ACC – «аксессуары»). При наличии сигнала ACC, магнитола находится в режиме ожидания и может потреблять довольно много тока (до 200 мА) при этом будучи выключенной. Когда водитель, уходя из машины, вытаскивает ключ, сигнал ACC пропадает, и магнитола переходит в спящий режим. Если линия ACC на магнитоле не подключена или замкнута на 12 В питания, то устройство всегда находится в режиме ожидания и потребляет много энергии.
  • Сигнализации и иммобилайзеры начинают потреблять слишком много из-за неисправных датчиков, например, заклинивших концевиков на двери. Иногда «аппетиты растут» из-за сбоя в программном обеспечении (прошивке) устройства. Например, контроллер начинает постоянно подавать напряжение на катушку реле. Зависит от конкретного устройства, но может помочь полное отключение и сброс устройства, либо перепрошивка.
  • Различные коммутирующие элементы, такие как реле или транзисторы тоже могут создавать повышенное потребление. В реле это могут быть «залипшие» от грязи и времени контакты. Транзисторы обладают мизерным обратным током, но при пробое полупроводника его сопротивление становится равным нулю.

В 90 % случаев проблема лежит не в стандартном оборудовании автомобиля, а в нештатных устройствах, подключенных самим водителем:

  • На «неродную» магнитолу распространяется всё то же правило подключения линии ACC, что и на штатную. Дешёвые некачественные магнитолы могут игнорировать эту линию вовсе и оставаться в обычном режиме, потребляя большую мощность.
  • При подключении усилителей необходимо также соблюдать верную схему подключения, потому что они тоже имеют сигнальную линию управления питанием и энергосбережением, которая управляется обычно магнитолой.
  • Только что сменили или добавили охранную систему, и уже на следующее утро аккумулятор был разряжен «в ноль»? Проблема однозначно в ней.
  • В некоторых автомобилях гнездо прикуривателя не отключается даже при выключении зажигания. И если через него запитаны какие-либо устройства (например, тот же видеорегистратор), то они продолжают давать ощутимую нагрузку на АКБ. Не стоит недооценивать «маленькую коробочку с камерой», некоторые из них имеют потребление в 1 А и более.

Приборов в современной машине действительно множество, но есть действенный способ поиска «врага». Он заключается в использовании распределительной коробки с предохранителями, которая есть в каждом авто. На неё приходит шина 12 В с аккумулятора, а уже от неё расходится проводка ко всевозможным потребителям. Процесс заключается в следующем:

  • Мультиметр оставляем всё в том же подключенном положении, как при измерении тока утечки.
  • Находим расположение блока предохранителей.
Блок предохранителей

Блоки предохранителей чаще всего располагаются в моторном отсеке и в салоне под приборной панелью

  • Теперь поочередно извлекаем каждый из предохранителей, следя за показаниями мультиметра. Если показания не изменились – ставим обратно на то же место и переходим к следующему. Заметное падение показаний прибора говорит о том, что именно на этой линии находится проблемный потребитель.
  • Дело остаётся за малым: по электрической схеме автомобиля из документации находим, за что отвечает тот или иной предохранитель, и куда от него идёт разводка. Там же и находим конечные устройства, в которых заключалась проблема.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Диваны со съемными чехлами купить в Балашихе |NEOPOD

Вы перебрали все плавкие предохранители, а ток так и не изменился? Тогда стоит искать проблему в силовых цепях автомобиля, к которым подключается стартер, генератор и система зажигания двигателя. Точка их подключения зависит от авто. На некоторых моделях они располагаются прямо рядом с АКБ, что безусловно удобно. Остаётся только начать отключать их все по очереди и не забывать отслеживать показания амперметра.

Электрооборудование автомобиля

Силовые цепи рекомендуется проверять в самую в последнюю очередь

Возможен ещё один вариант: нашли проблемную линию, но с подключенными потребителями всё в порядке. Разберитесь в самой проводке по этой линии. Наиболее часто встречающиеся ситуации: оплавилась изоляция проводов из-за жары или нагрева двигателя, есть контакт с корпусом авто (который является «массой», т.е. минусом питания), в соединительные элементы попала грязь или вода. Вам нужно локализовать это место и устранить неисправность, например, заменив провода или очистив и просушив пострадавшие от загрязнений блоки.

Проблему утечки тока в автомобиле нельзя оставлять без внимания. Любое электрооборудование – это всегда пожароопасность, особенно в машине, ведь тут же находятся и горючие вещества. Закрывая глаза на повышенное потребление, вам как минимум придётся потратиться на новый аккумулятор, а худшее, что может произойти – возгорание или даже взрыв в автомобиле.

Если статья показалась вам непонятной, или у вас нет достаточной квалификации по работе с электрооборудованием – лучше доверить работу профессионалам СТО.

Как осуществить глубокую диагностику

Начинать глубокую проверку утечки тока в автомобиле стоит после того, как вы осмотрите провода. Суть тестирования: отсоединяем автоприбор, а затем замеряем электроток, используя мультиметр. Последовательность действий следующая:

  • отсоединяем минусовую клемму с АКБ, чтобы разместить мультиметр;
  • подключаем мультиметр к отключенному проводу аккумулятора и минусовой клемме;
  • вытаскиваем предохранители, чтобы разомкнуть цепь;
  • если наблюдаются скачки электротока, определяем, к какому прибору относится предохранитель.

Провести проверку утечки тока в автомобиле можно, сделав адаптер, в качестве которого подойдет перегоревший предохранитель. К самодельному адаптеру подсоединяем щупы мультиметра. Далее действия повторяются: проверяем цепи отдельно.

Если определили неисправное место, необходимо узнать, будет ли КЗ. Для этого надо прозвонить провода, используя мультиметр, заранее установив режим измерения сопротивления.

Важно! Не каждый прибор функционирует вместе с предохранителем. Поэтому данный метод проверки утечки тока в автомобиле подойдет не всегда.

Случается, что утечка отсутствует, однако аккумулятор за ночь садится. Происходит это из-за отрицательного баланса заряд/разряд. АКБ может попросту не заряжаться полностью, если вы все время стоите в пробке, поездки всегда на небольшое расстояние, авто часто приходится заводить и отключать, а эксплуатация машины происходит зимой. В результате аккумулятор выходит из строя.

Огромное количество энергии потребляет дополнительно установленная музыка. Однако это уже не является утечкой тока в автомобиле.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Обзор автоматических тонометров – сравнение аппаратов

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы  5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик. 

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Норма расхода тока в акб автомобиля

Часть автоприборов постоянно работает на электротоке. Перечислим их:

  • часы;
  • память электронного блока управления;
  • штатная противоугонная система;
  • сигнализация.

Данные устройства непрерывно потребляют электричество. Память ЭБУ, после того как она перезагружается, начинает функционировать и запоминать актуальные установочные функции. Сигнализация начинает работать, как только вы оставляете авто на парковке. Перечисленные автоприборы зависят от электротока, поэтому они непрерывно потребляют малое количество электроэнергии.

Поскольку электроток используется множеством автоприборов, была установлена норма утечки тока. Данный показатель — неизменный, определить его можно, сложив объем электричества, который используется каждым прибором.

Например, когда в машине непрерывно потребляют ток часы, сигнальная система, мультимедиа, то общий объем потребляемого тока будет 24 мА (1 мА   20 мА   3 мА).

Однако если сложить объем потребляемого электротока всеми приборами, которые непрерывно функционируют, получим значение от 50 до 80 мА.

Для справки, включенная фара расходует 500 мА, поэтому небольшая утечка электротока в машине, равная 50 мА не приведет к тому, что аккумулятор сядет.

Можно ли провести проверку утечки тока в автомобиле и узнать норму? Для этого его придется продиагностировать, замерив потребление тока. Если выяснится, что объем потребляемого тока превышает стандартные показатели, придется найти и ликвидировать неисправность функционирования электрики.

«Нужно ли делать сход-развал после замены сайлентблоков» Подробнее

Причины и последствия

Для начала необходимо разобраться, что такое автомобильный АКБ. Как и любой другой аккумулятор – это химический источник тока, имеющий электрическую ёмкость, значение которой обычно наносится на этикетке батареи. Измеряется она в ампер-часах (А·ч).

Автомобильный аккумулятор

Ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах и показывает каким током будет происходить разряд автомобильного аккумулятора

Фактически ёмкость определяет количество электрической энергии, которую может отдать полностью заряженный аккумулятор. Утечка тока представляет собой ток, потребляемый от батареи. Допустим, у нас серьёзное короткое замыкание в автопроводке, и ток утечки составляет 1 А. Тогда приведённый в качестве примера аккумулятор на 77 А·ч разрядится за 77 часов.

Главная неприятность заключается в глубоком разряде аккумулятора. При получении энергии с АКБ, серная кислота, входящая в состав электролита, постепенно преобразуется в соли свинца. До некоторого момента этот процесс является обратимым, так как подобное происходит при заряде аккумулятора. Но если напряжение в ячейках опускается ниже определённого уровня, электролит образует нерастворимые соединения, оседающие на пластинах в виде кристаллов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как выбрать рюкзак для первоклассника - Я Покупаю

Эти кристаллы никогда не восстановятся, но будут уменьшать рабочую поверхность пластин, приводя к увеличению внутреннего сопротивления батареи, а, значит, к уменьшению её ёмкости. В конце концов, придётся покупать новый аккумулятор. Опасным разрядом считается напряжение ниже 10,5 В на клеммах АКБ. Если вы принесли домой на зарядку автомобильный аккумулятор и увидели более низкое напряжение, настало время бить тревогу и срочно разбираться с утечкой!

Кроме того, утечки, вызванные короткими замыканиями или расплавленной изоляцией проводки при достаточно больших токах могут привести не просто к порче АКБ, но и к возгоранию. Действительно, новый автомобильный аккумулятор способен отдавать в течение небольшого периода времени сотни ампер, которые по законам физики могут привести к плавлению и воспламенению за несколько минут.

Электрическая система автомобиля

Электрическая система автомобиля представляет собой комплекс сложных электронных систем, соединённых между собой

После рассмотрения всех неприятных последствий тока утечки стоит разобраться и в его причинах. Раньше, во времена карбюраторных автомобилей с минимумом электроники нормальным током утечки считалось полное его отсутствие. В тех машинах просто нечему было потреблять ток с батареи, когда зажигание было отключено.

Сегодня всё изменилось: любой автомобиль просто напичкан различной электроникой. Это могут быть как штатные устройства, так и установленные водителем впоследствии. И хотя вся современная электроника под дружное шествие экологов с лозунгами об энергосбережении поддерживает специальные «спящие» режимы или режимы ожидания с очень низким потреблением энергии, какое-то количество тока потребляется дежурными цепями. Потому небольшие значения тока утечки (до 70 мА) являются нормой.

Из заводского оборудования в автомобиле в норме постоянно потребляют некоторое количество энергии следующие девайсы:

  • Диоды в выпрямителе генератора (20-45 мА);
  • Магнитола (до 5 мА);
  • Сигнализация (10-50 мА);
  • Различные коммутирующие устройства на базе реле или полупроводников, бортовой компьютер двигателя (до 10 мА).

В скобках указаны максимально допустимые значения тока для исправного оборудования. Компоненты с неисправностью могут резко увеличить своё потребление. О выявлении и устранении таких компонентов мы поговорим в последней части, а пока приведём список устанавливаемых водителями дополнительных устройств, которые часто могут добавить к утечке ещё добрую сотню миллиампер:

  • Нештатная магнитола;
  • Дополнительные усилители и активные сабвуферы;
  • Противоугонка или вторая сигнализация;
  • Видеорегистратор или радар-детектор;
  • GPS-навигатор;
  • Любое оборудование с питанием через USB, подключенное к прикуривателю.

Самостоятельная проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром происходит следующим образом: в разрыве массы либо плюсового участка определяем объем потребляемого электротока. Причем наименее опасной считается схема определения в разрыве массы. Чтобы провести такую проверку, придерживаемся следующей инструкции:

  • настраиваем мультиметр — показания тока от 10 до 20 ампер;
  • отключаем минусовую клемму с аккумулятора;
  • подключаем шнур мультиметра к клемме АКБ;
  • второй шнур мультиметра — на снятом проводе.

Не обязательно придерживаться полярности, когда проводите проверку утечки тока в автомобиле мультиметром. Прежде чем начать тестирование, следует заглушить автомобиль и вытащить ключ зажигания.

Чтобы проверить утечку тока в автомобиле в разрыве плюсового участка, выполните следующие шаги:

  • указываем амперы на мультиметре;
  • отключаем плюс с аккумулятора;
  • минус мультиметра подсоединяем к клемме аккумулятора, которую отсоединили;
  • к минусу АКБ подключаем плюс мультиметра.

Если вы все сделали верно, мультиметр покажет объем потребляемого электротока. Если полученное значение превышает 15–80 мА, то в автомобиле есть утечка тока. Следовательно, придется найти неисправную цепь.

Для большей наглядности посмотрите видео, как использовать мультиметр:

Оцените статью
ObzorTop15
Adblock
detector