Как выбрать аккумулятор для автомобиля — Лайфхакер

Основные параметры аккумулятора

  • Напряжение — разность потенциалов между клеммами источника питания и измеряется она, т.е. эта разность в Вольтах (В или V).
  • Емкость — количество электричества, Ампер·часов, которое накоплено в полностью заряженной батарее. Т.е. простым языком как долго будет работать батарея при определенной нагрузке (включенных потребителях).
  • Стартовый ток (ток холодной прокрутки), указанный изготовителем — максимальный ток измеряемый в Амперах, гарантированный производителем данной батареи, который может обеспечить батарея для пуска двигателя (упрощенно говоря, чем выше ток, тем более мощная батарея).
  • Резервная емкость аккумулятора — время, в течение которого можно проехать ночью при электрической нагрузке в 25 А автомобиля (это примерно — свет, печка, габариты, дворники) с неработающим генератором.
  • Полярность. У аккумулятора есть две полярности напряжения: прямая и обратная (левая и правая), что обозначается соответствующими буквами или цифрами в маркировке. Определить полярность можно повернув АКБ к себе внешней стороной (т.е. наклейкой). Если отрицательная клемма (минус) АКБ расположен справа, такая батарея называется прямой, а если слева, то обратной.

Советы начинающим

Покупаете ли вы дешевые аккумуляторы для авто или готовы потратить на приобретение батареи значительную сумму, обязательно учтите:

  • условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Частые пуски, малые пробеги, плохие дороги (возможно возникновение короткого замыкания в результате тряски — выкрашивание активных масс из пластин).
  • Где будете хранить ваш автомобиль. Если машина стоит на улице, то после −18 гр. Цельсия все химические реакции останавливаются, батарея замирает. При — 30 гр. Цельсия ждать от нее каких-либо высоких показателей не приходится. Делим все на два! И емкость, и стартовый ток. Попробуй запусти авто с помощью изношенной или маленькой батарейки (такие стоят на японских автомобилях выпущенных для внутреннего рынка, т.е. для иного климатического пояса).
  • Если вы выбираете аккумуляторы для авто с мощным двигателем, в которых установлена сигнализация, мощная аудиосистема, электроприводы, кондиционер, нагревательные устройства, то обратите внимание на более мощную модель, с лишними 10–20 А/ч. и хорошими стартовыми токами.
  • Посещая магазин аккумуляторов для авто, нужно помнить о том, что кроме технических характеристик, гарантированных производителем, имеются и «житейские» моменты. Следует обратить внимание на следующее:
    Покупать следует лучше в крупных известных специализированных сетях имеющих свои сервисные мастерские, а не в мелких лавочках, где аккумуляторы попутный товар.
  • Аккумуляторная батарея должна быть изготовлена одним из известных производителей.
  • На корпусе аккумулятора должны отсутствовать видимые и скрытые повреждения, сколы, трещины, вмятины, оплавления, загрязнения поверхности.
  • Удостоверьтесь в имеющейся гарантии. Минимально допустимый срок — от 6 месяцев. Как правило, серьёзные производители гарантируют нормальную работу в течение от года до трёх лет.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  [Решено] Ошибка 0xc000007b при запуске игры

Необходимо помнить:
Соблюдайте продолжительность попыток пуска двигателя — не более 5-10 секунд, интервал между попытками не менее 30-60 секунд. Как можно скорее зарядите аккумулятор, разряженный при неудачном пуске двигателя. Периодически очищайте корпус от грязи и пыли с использованием 10% водного раствора соды или нашатырным спиртом (это устраняет утечки тока), а клеммы — от окислов (иначе ухудшается проводимость и как следствие недозаряд).

Наконец, самый последний и, пожалуй, главный совет: не стоит начинающим автомобилистам забивать всем этим голову, а лучше всего обратиться к специально обученным сервисменам сети торгово-сервисных центров (подчеркиваем, не сети магазинов, а именно торгово-сервисных центров) «Автомотив». Здесь вам всё подскажут, посоветуют, установят, дадут гарантию и бесплатно обслужат в течение всего срока жизни приобретенного аккумулятора.

. Проверка при покупке

Как выбрать аккумулятор для автомобиля:
auto-house.info

Прежде чем купить аккумулятор, его надо проверить с помощью нагрузочной вилки или специального тестера, которые в хорошем магазине всегда под рукой.

Напряжение так называемого холостого хода, то есть без подключения нагрузки, должно быть в пределах 12,5–12,7 В. Уровень заряда ниже 12,5 В говорит о том, что аккумулятор необходимо подзарядить. Но если есть возможность, лучше взять другой экземпляр.

При подключении нагрузки 150–180 А·ч в течение 10 секунд напряжение не должно падать ниже 11 В. От покупки аккумулятора, который не выдерживает этих параметров, тоже лучше отказаться.

Тип крепления

Помимо габаритов, для установки важен тип крепления. На европейских машинах аккумулятор крепится с помощью прижимных пластин, которые цепляются за выступы в нижней части корпуса. На азиатских авто таких бортиков нет, а батарея прижимается к площадке рамкой или планкой, которые крепятся сверху на шпильках.

Проверьте, какое крепление используется на вашем авто, и покупайте аккумулятор соответствующего типа. От надёжности крепежа будет зависеть срок службы АКБ, поскольку от излишней вибрации и ударов пластины осыпаются и раньше времени приходят в негодность.

Дата изготовления

Многие автомобилисты стараются не покупать аккумуляторы, возраст которых более года. И это правильно. Срок службы аккумулятора отсчитывается с момента заливки электролита, а не с начала использования. Поэтому лучше не брать залежавшиеся на складе АКБ даже с хорошей скидкой.

Узнать дату изготовления аккумулятора можно по выбитому на корпусе коду. Производители используют разную маркировку, информацию о которой можно найти на официальных сайтах.

Для примера рассмотрим, как обозначается дата выпуска на аккумуляторах популярных брендов.

  • «Актех», «Зверь», Duo Extra — четырёхзначный код ХХХХ, где первые две цифры обозначают номер месяца, а последние — год. Например, 0918 — это сентябрь 2020-го.
  • «Ямал», Batbear, «Тюменский медведь» — шестизначный код XXXXXX, в котором первые две цифры — это месяц, а последние четыре — год производства. Скажем, 072020 будут означать июль 2020 года.
  • Titan, Cobat — пятизначный код XXXXX. Вторая и третья цифры показывают неделю производства, а четвёртый символ — год в виде латинской буквы (S — 2020, T — 2020, X — 2020). Код 135T2 читается как конец августа (35-я неделя) 2020 года.
  • Bosch, Varta — на год и месяц указывает первый символ четырёхзначного кода FIFO. Значение можно определить по таблице. Сентябрю 2020-го соответствует литера Q, октябрю — R, ноябрю — S и так далее в алфавитном порядке.

Америка (стандарт sae j537 — society of automotive engineers)

Американские производители аккумуляторов руководствуются требованиями американского стандарта SAE маркировки автомобильных аккумуляторов, который включен в международный стандарт BCI. Стандарт SAE не предусматривает измерение ёмкости батареи в Ампер-часах, а вводит два других основных параметра: резервную ёмкость и ток холодной прокрутки (стартовый ток).

Требований по маркировке стандарт SAE J537 не содержит, но американские производители дополнительно наносят следующую информацию: номинальное напряжение; знаки полярности « » и «-», резервная емкость (не всегда), товарный знак производителя, условные знаки мер безопасности при работе с батареей и т. п.

Например: 34R770 (Условное обозначение батареи из пяти цифр)34 — каталожный номер типа корпуса АКБ (габаритные размеры),R — (Revers-обратный),770 — стартовый ток 770 А.

Виды аккумуляторов

В связи с вышеизложенным, все стартерные батареи, которые предлагают магазины аккумуляторов для авто, делятся сегодня на три основные категории:

  • Обслуживаемые (ремонтопригодные). Практически этот вид батарей ушёл в прошлое и на сегодняшний день считается устаревшим. Он требует постоянного ухода и контроля за электрическими параметрами. В продаже можно встретить единичные модели обслуживаемых батарей устаревших производств.
  • Малообслуживаемые. Такие АКБ более совершенны, испарение воды в них происходит менее интенсивно, чем в обслуживаемых, однако они всё равно нуждаются в периодических проверках. Поставляются как сухозаряженные (без электролита), так и залитые электролитом. В первом случае для длительного хранения первые более предпочтительны, однако залитые батареи проходят тестовую зарядку, которая уменьшает процент брака.
  • Необслуживаемые (не требующие обслуживания). Эти аккумуляторы считаются наиболее совершенными, так как полностью герметичны и не требуют обслуживания. Нормальная работа гарантируется производителем в течение всего Необслуживаемые (не требующие обслуживания). Эти аккумуляторы считаются наиболее совершенными, так как полностью герметичны и не требуют обслуживания. Нормальная работа гарантируется производителем в течение всего гарантийного срока. Они отличается повышенной устойчивостью к ударам и вибрациям, но при этом в них ничего нельзя изменить. Необслуживаемые — самые дорогие.

Габариты

Если вы не можете решить, как выбрать аккумулятор для автомобиля так, чтобы он подходил по размеру, то просто возьмите у продавца рулетку и измерьте габариты. Уделите внимание и креплению аккумулятора, так как площадка для его крепления в подкапотном пространстве не обязательно будет соответствовать его форме. Для наших сибирских условий лучше выбирать аккумулятор максимальной емкости, в тех габаритных размерах, в которых влезет батарея в ваш автомобиль.

Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры он не переносит. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100?, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.

Есть различные методы (Стандарты) по которым производятся замеры стартовых токов аккумуляторных батарей. Они различны для некоторых стран и производителей. У нас обычно встречаются: SAE, EN, DIN, ГОСТ.

Для чего нужен

Автомобильный аккумулятор выполняет три функции:

  • во-первых, он запускает двигатель,
  • во-вторых, резервный источник питания.

    Когда не работает двигатель или генератор, или генератор не справляется со всей нагрузкой включенной на автомобиле.

  • И, наконец, он является буфером для сглаживания скачков напряжения, т.е. принимает на себя все излишки энергии с генератора.

Если «пламенный» мотор автомобиля часто сравнивают с сердцем, то аккумуляторная батарея совместно с генератором и электрическими проводами играет роль своеобразной кровеносной системы, которая снабжает электрическим током все потребители. От качества, надёжности и электрических параметров батареи зависит то, насколько без проблемной будет эксплуатация автомобиля, особенно в зимний период.

Согласно ГОСТ срок службы АКБ необслуживаемых составляет 90 тыс. км. или 3000 моточасов, обслуживаемых 100 тыс. км.

Напряжение бортовой сети автомобиля при заведенном двигателе должно укладываться в жесткий диапазон: 13,8-14,5 V, при любых включенных потребителях. Если напряжение ниже чем 13,8 V, автомобиль будет подпитываться от аккумулятора, постепеннло разряжая его, а если выше чем 14,5 V, то будет происходить процесс перезаряда батареи, что повлияет на срок ее службы. За процесс регулировки бортового напряжения отвечает реле регулятор.

Как подбирать

Подбор аккумулятора зависит от многих факторов: режима езды, режима хранения автомобиля, правильности работы электрооборудования, дополнительно установленного оборудования, марки автомобиля, объема двигателя, Японец или Европеец и, конечно же, цены. Доверяйте подбор профессионалам в профессиональных магазинах.

Полезные советы

Ну и напоследок несколько рекомендаций, которые упростят покупку и помогут новому аккумулятору прослужить максимально долго.

  • Не спешите выбрасывать старый аккумулятор, снятый с авто. Сдайте его в магазин и получите дополнительную скидку на новый.
  • Попросите специалистов проверить реле зарядки вашей машины и удостовериться, что оно выдаёт необходимое напряжение. Обычно в пределах 13,8–14,5 В.
  • После покупки аккумулятора не поленитесь немного подзарядить его малым током в течение 2–3 часов.
  • Не допускайте полного разряда АКБ, чтобы продлить срок его службы.
  • Контролируйте уровень заряда. Если ездите мало и на небольшие расстояния, раз в месяц заряжайте аккумулятор от сетевого зарядного устройства.
  • Следите за клеммами и очищайте их от окислов, которые ухудшают контакт и могут вызвать недозаряд аккумулятора.

Читайте также🚖🚙🚖

Причины износа аккумуляторов

Получая и отдавая ток, пластины с нанесенной на них пастой расширяются и сжимаются. Это происходит циклично много сотен и тысяч раз и в результате происходит механическое разрушение их структуры. Нанесённая на решетчатые пластины паста опадает с них, скапливаясь на дне или конверт сепараторе. Как результат — ещё до того, как рабочие поверхности оголятся и потеряют способность удерживать заряд, накопившийся шлам может замкнуть положительные и отрицательные пластины, проткнув сепаратор.

Аккумуляторы одинаково боятся и перезаряда, и глубокого разряда. В первом случае происходит интенсивное разрушение и осыпание материала положительных пластин, а во втором начинается оплывание пасты с отрицательных решеток.

Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле в случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы отвлеклись, забыли — в общем, прозевали момент, когда он начал бурлить, интенсивно разлагая воду и оголились пластины.

Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока.

При разрядке опасны не только долгосрочные последствия (разрушение отрицательных пластин). Вполне реально перейти за «границу невосстанавливаемости» необратимой сульфатации, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить никакими самыми умными зарядными устройствами.

Другая ситуация более простая, но не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора «стремительно стремится» превратиться в обычную воду, а она, как известно, замерзает при минусовой температуре. Так вот, если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы потому, что серная кислота не замерзает, то в разряженном варианте он вполне может «рвануть», то есть лопнуть, не выдержав очередной морозной ночи.

Технические подробности

Чистый свинец, из которого первоначально делались и пластины аккумулятора очень мягкий, практически непригоден массовой технологии изготовления аккумуляторов и его коммерческого использования. Для изготовления решеток и последующего нанесения активного вещества (пасты) нужен материал с более высокими механическими свойствами. Для этого в свинец добавляли сурьму.

Легирование свинца сурьмой, обычно от 4 до 9 % (сурьмянистая технология), приводит к тому, что гидролиз воды (электролитическое разложение на водород и кислород) происходит уже при 14,1 V. Это означает, что даже при нормальном состоянии электрической системы автомобиля (13,8-14,5 V) вода постоянно расходуется, улетучиваясь в воздух в виде газа.

Это было привычно и понятно, и аккумулятор у советских автомобилистов прочно ассоциировался с необходимостью откручивать крышки и проверять уровень воды. Если её было недостаточно и на ее поверхности проявлялись верхние края решетки, необходимо было искать дистиллированную воду, спрашивать у друзей или соседей по гаражу странный предмет под названием денсиметр, он же ареометр (похож на клизму со встроенным поплавком) и пускаться в домашние химические опыты.

Производство новых мощных автомобилей и работы новых нагруженных электроникой бортовых сетей машин потребовало более мощных аккумуляторов для их пуска, а так же лень и чувство самосохранения автолюбителей Запада (шутка) заставили решить проблему испарения воды. Если количество сурьмы свести к минимуму (малосурьмянистые технологии производства) или заменить её другим элементом — Кальцием, то аккумулятор можно сделать практически необслуживаемым.

Американцы из фирм Delco, Remy и GNB в 50-е годы реализовали так называемый кальциевый сплав, а европейцы — это батареи Baren, Varta, Bosch. Полученные в результате конструкции обеспечивали стойкость к гидролизу при напряжениях до 15,2 V, а значит, при нормально работающей электросистеме (напряжения в пределах 13,8-14,5 V) вода практически не испаряется и аккумулятор можно сделать герметично закрытым на все время его эксплуатации.

Батареи стали мощнее, т.к. кальциевые пластины стали тоньше и их стало больше, да и активную массу стало возможно наносить
с двух сторон решетки. А как мы помним электричество вырабатывается с помощью активной массы (чистый свинец «-» и двуокись свинца « ») и электролита. Следовательно, чем больше активной массы, тем больше тока получим, чем больше пластин, тем больше емкости в тех же размерах батареи.

Таким образом, сегодня различают такие основные разновидности аккумуляторов:

  • классические обслуживаемые — сурьмянистые технологии. Сильно «кипят» (требуют постоянного долива воды), маломощные, не боятся глубоких разрядов и перенапряжений, ремонтопригодны — сняты с производства;
  • со сниженным расходом воды — малосурьмянистые. Пониженный расход воды, меньшие габаритные размеры по сравнению с сурьмянистыми батареями. Неприхотливы к перенапряжениям и глубоким разрядам. Маломощны.
  • малообслуживаемые и полностью не обслуживаемые — кальциевые технологии. Высокие токи и большая мощность в тех же габаритных размерах. При всех достоинствах кальциевых батарей они имеют и недостатки. Такие батареи бояться глубоких разрядов (не восстанавливаются), механически менее прочные каркасы (решетки) пластин, т.е. маловыносливые, боятся перенапряжений в бортовой сети.
  • гибридные (комбинированные). Отрицательные пластины выполнены из кальциевого сплава, а положительные — из малосурьмянистого. Получаем нечто среднее. Более мощные батареи по сравнению с малосурьмянистыми и более выносливые по сравнению с батареями, произведенным по кальциевым технологиям.
  • гелиевые и AGM аккумуляторы. В AGM аккумуляторах электролит находится во взвешанном (адсорбированном) состоянии, им пропитан губчатый сепаратор, разделяющий положительную и отрицательную пластины, то есть электролита как такового в жидком виде нет. Такие батареи герметичны, могут работать в любом положении и даже под водой. Очень мощные и выдерживают большое количество циклов заряда разряда. Боятся высоких температур, перенапряжений (высокие требования к бортовой сети и месту установки АКБ) и разгерметизации.

    В гелиевых батареях электролит загущен до не текучего состояния (как резина) с помощью специальных селикогелевых добавок. Такие АКБ не боятся разрушения корпуса, очень мощные и выдерживают огромное количество циклов заряд разряд. Боятся перенапряжений (высокие требования к бортовой сети) и вибрации (разжижается селикогель).

Оцените статью
ObzorTop15
Adblock
detector