Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио

Что такое сабвуфер для авто, и зачем он нужен

Сабвуфер – это составная часть акустической системы, которая требуется для воспроизведения самых низких частот. По сути, это динамик, обладающий увеличенным размером диффузора, который специально настроен для воспроизведения басовой линии.

Сабвуфер, благодаря большему диаметру диффузора, способен генерировать звуковую волну в диапазоне от 10 до 150 Гц. Нижний порог, который различает человеческое ухо, составляет 20 Гц. Таким образом, «саб» можно назвать не просто низкочастотным динамиком, а сверхнизкочастотным.

Приобретение сабвуфера в машину требуется осуществлять в зависимости от целей, которые преследует автовладелец. Для требовательного меломана, который хочет «прокачать» своё авто, необходим качественный динамик, обладающий большой мощностью. Если требуется просто дополнить общую звуковую картину и нет необходимости в получении эталонного звука, можно обойтись покупкой маленького сабвуфера в машину с установкой просто под сиденьем.

К СВЕДЕНИЮ:

Считается, что при установке автомобильной акустики её стоимость должна составлять не более 20% от общей цены транспортного средства. Это правило помогает новичкам в автозвуке правильно определиться с типом и моделью «саба».

Сабвуфер в «четырнадцатой» − это залог быстрого и долгого полёта при первом ударе «бочки»
Сабвуфер в «четырнадцатой» − это залог быстрого и долгого полёта при первом ударе «бочки»

Что с настройкой?

До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться.

Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата.

Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось.

Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам.

Денис Репин

20 июня 2020 года

Какой сабвуфер в машину лучше выбрать

Приобретение подобного устройства является целесообразным только тогда, когда есть желание и возможность улучшить звучание штатной автомагнитолы. При выборе определённого «саба» следует учитывать следующие особенности:

  1. Активные системы не требуют дополнительных трат (приобретение усилителя и проводов), но они отличаются не самыми высокими акустическими характеристиками.
  2. Пассивный сабвуфер потребует больше места. Если средний объём ящика варьируется в пределах от 90 до 120 л, то следует учитывать, что установка «саба» в багажник не оставит свободного места.
  3. Если хочется слушать качественную музыку в машине, но свободного места нет, то лучше купить сабвуфер под сиденье. Это активная система, которая способна выдавать вполне приемлемое звучание в верхнем и среднем диапазоне частот баса.
  4. При покупке следует обращать внимание на технические характеристики, которые включают номинальную мощность, чувствительность, сопротивление катушки и их количество.
  5. Стоимость. Важно, какой бюджет заложен на приобретение автомобильной акустики. Если принято решение купить бюджетные сабвуферы, стоимость которых начинается от 2 000 рублей, то ждать качественного звука не стоит.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как убрать царапины с мебели в домашних условиях?
Для превращения машины в клуб на колёсах все средства хороши
Для превращения машины в клуб на колёсах все средства хороши

Назначение сабвуфера

Качественная автомобильная аудиосистема должна воспроизводить весь спектр звуковых частот — только в этом случае она действительно может считаться качественной. Однако это довольно сложная задача, так как один динамик, даже широкополосный, не способен воспроизводить весь спектр — от 20 Гц до 20 кГц.

Если говорить о низкочастотном диапазоне (то есть — о басах), то задача их воспроизведения решается с помощью специальных низкочастотных динамиков, помещенных в то или иное акустическое оформление — сабвуферах. Название этого компонента говорит само за себя: в переводе с английского woofer — это НЧ-динамик, а приставка sub («суб») здесь имеет значение «еще ниже», то есть, сабвуфер — акустическая система, которая способна воспроизводить самую нижнюю часть низкочастотного диапазона звуковых частот.

На практике сабвуферы отвечают за воспроизведение частот от 20 до 200 Гц, а более высокие частоты — вплоть до 2000 Гц — отлично воспроизводятся НЧ-СЧ динамиками (которые часто называют «мидбасами»).

Применение сабвуферов в аудиосистеме дает возможность не просто воспроизводить весь спектр звуковых частот — этот компонент делает звуковую сцену более насыщенной, наполняет ее особой атмосферой, а прослушивание музыки с глубоким, насыщенным басом просто-напросто доставляет удовольствие.

  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио9 750 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио5 340 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио3 600 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио2 650 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио10 450 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио9 500 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио9 000 ₽
  • Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио4 300 ₽

Особенности установки и подключения сабвуфера

Способ установки сабвуфера зависит от типа кузова автомобиля и типа сабвуфера. Чаще всего используются следующие схемы.

Седан. Сабвуфер устанавливается в багажнике, динамик и фазоинвертор (или фазоинвертор в случае бандпасса) направляются в сторону спинки сиденья, либо непосредственно под сиденье в центре. При этом между стенкой и сабвуфером должно быть расстояние 8-10 см.

Хэтчбек (короткое багажное отделение). Сабвуфер располагается таким образом, чтобы динамик и порт фазоинвертора были направлены либо вверх (лучше даже под некоторым углом, то есть — вверх и назад), либо вдоль длинной стороны багажника. Направив динамик в сиденье, вы рискуете значительно потерять в мощности и качестве звука.

Универсал (большое багажное отделение). Лучшее решение — установить сабвуфер динамиком и портом фазоинвертора назад.

При установке сабвуфера сразу необходимо подумать о его подключении к аудиосистеме и (в случае активного сабвуфера) к электропроводке автомобиля. Этому необходимо уделить самое серьезное внимание, ведь сабвуфер потребляет большую мощность, а значит, при работе аудиосистемы на высоких уровнях громкости по автомобильной проводке будут протекать значительные токи (десятки ампер) — это грозит чрезмерным нагревом и даже пожаром.

Поэтому подключать активный сабвуфер к проводке необходимо с применением проводов большого сечения (для этого продаются специальные провода) с установкой соответствующих предохранителей. Причем подключение производится одним проводом, а второй подключается к «массе», то есть — непосредственно к кузову автомобиля.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио

Провода большого сечения необходимо использовать и для подключения НЧ-динамика или пассивного сабвуфера — по ним, особенно на больших уровнях громкости, тоже протекают немалые токи, да и в проводах малого сечения значительны потери мощности.

Правильно установленный сабвуфер — это и глубокий бас, и пожарная безопасность. Поэтому данной операции необходимо уделять самое серьезное внимание.

Рекомендации по выбору сабвуферов

Выбор сабвуфера зависит от многих факторов, и очень часто этот выбор сводится к череде вопросов и ответов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  10 лучших брендов детских кроссовок - Рейтинг 2020

Самостоятельная сборка или готовый корпусный сабвуфер? Если вы самостоятельно хотите изготовить сабвуфер, то выбор нужно делать в пользу отдельных НЧ-динамиков, если же вы хотите без лишних забот получить бас в машине, то берите готовый (корпусный) сабвуфер.

Активный или пассивный? Здесь все зависит от того, какая магнитола установлена в машине: если в ней предусмотрен отдельный усилитель для сабвуфера, то выбор очевиден — недорогой пассивный сабвуфер. Если же такого усилителя в магнитоле нет, то решением станет активный сабвуфер. В последнем случае можно приобрести сабвуфер практически любой мощности.

Большой или маленький? Выбор калибра динамика и размера корпуса зависит от габаритов автомобиля — в компактную машину просто не влезет большой сабвуфер, а маленький не обеспечит достаточного количества баса в большом автомобиле. На практике чаще выбирают сабвуферы с головками калибра 10 и 12 дюймов.

Остальные характеристики сабвуферов — материал диффузора, магнит, внешнее оформление — играют уже не такую важную роль (конечно, профессионалы это утверждение оспорят, но для автовладельца неважно, из чего сделан диффузор, или из какого металла выполнена катушка — для непрофессионала все НЧ-динамики издают одинаковый звук).

Рекомендации по эксплуатации сабвуферов

Эксплуатация сабвуферов мало чем отличается от эксплуатации обычных акустических систем, хотя здесь и есть некоторые особенности. Для обеспечения долгой и надежной работы можно следовать нескольким простым рекомендациям.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио

Прогрев нового сабвуфера. Новый динамик не всегда обладает заявленными характеристиками, так как его подвес еще не приобрел необходимую эластичность, а движущиеся детали не притерты. Решает эту проблему так называемый прогрев — работа акустики со все возрастающим уровнем громкости в течение 20-30 часов (конечно, с перерывами).

Включение и выключение аудиосистемы. Включать и выключать акустику лучше на небольших уровнях громкости — подача сигнала слишком высокого уровня чревата выходом акустики из строя. Современные системы обычно имеют защиту от подобных ситуаций, но лучше не рисковать.

Защита сабвуфера от пыли, грязи и механических повреждений. Располагаясь в багажнике, сабвуфер подвергается негативным воздействиям — пыль, грязь, наличие инструментов, багажа и т.д. Все это может отрицательно сказываться на динамике (особенно, если он выведен наружу, в этом отношении бандпасс очень привлекателен, так как динамик спрятан внутри ящика), корпусе и проводах. Предотвратить неприятные ситуации можно только аккуратностью и защитой багажника от грязи.

При правильной эксплуатации сабвуфер, как и вся аудиосистема, будет работать долго и надежно, обеспечивая музыку качественным, содержательным, глубоким и насыщенным басом.

Типы акустического оформления сабвуферов

В качестве основного компонента сабвуфера сегодня используются обычные электродинамические головки громкоговорителя (динамики) — только они способны воспроизвести низкие частоты с требуемой мощностью. Кроме того, динамики имеют относительно простое устройство и высокую надежность. Поэтому все сабвуферы, независимо от их типа, строятся вокруг динамических головок.

Для обеспечения необходимых характеристик динамику необходимо акустическое оформление — с его помощью исключается так называемое акустическое короткое замыкание, а также изменяется резонансная частота динамика. Акустическое короткое замыкание — это взаимодействие звуковых волн, созданных лицевой и тыльной сторонами диффузора динамика, эти волны встречаются в противофазе и взаимно гасят друг друга. В результате интенсивность звука резко падает, а некоторые частоты буквально пропадают.

Акустическое оформление либо изолирует друг от друга волны, созданные лицевой и тыльной стороны динамика, либо обеспечивает их синфазное наложенное — в последнем случае интенсивность звука повышается, благодаря чему даже самые глубокие басы воспроизводятся еще громче.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио

На сегодняшний день широкое применение находят пять типов акустического оформления сабвуферов:

  • Бесконечный акустический экран (открытое оформление, free air);
  • Закрытый ящик (ЗЯ, closed box);
  • Фазоинвертор (ФИ, vented box);
  • Полосовой ящик (bandpass);
  • Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator, radpass).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Рейтинг лучших планшетов 2020 года по цене и качеству

Каждый тип сабвуфера имеет свои преимущества и недостатки.

Бесконечный акустический экран. Наиболее простой тип акустического оформления, в «исконном» варианте динамик помещается в центр большой доски. Однако чаще используется другой вариант динамика — ящик большого размера. В случае автомобиля таким ящиком служит багажник. Данную схему можно реализовать только в автомобилях в кузове седан, однако она позволяет добиться отличных результатов — очень глубокий и мощный бас.

Закрытый ящик. Эта схема проста (а поэтому дешева), так как динамик просто помещается в герметичный ящик того или иного объема. Чем объем больше — тем лучше, однако всегда есть ограничение. Недостатком схемы ЗЯ является низкая эффективность — она не позволяет воспроизводить самые низкие частоты, поэтому сейчас используется редко и только в недорогих аудиосистемах.

Фазоинвертор. Самая распространенная на сегодняшний день схема, она позволяет добиться воспроизведения самых низких частот. Фазоинвертор представляет собой ящик, в котором предусмотрен канал определенной площади и длины — это и есть фазоинвертор. Параметры фазоинвертора подбираются таким образом, чтобы проходящие через него волны от обратной стороны диффузора динамика встречались с волнами от передней стороны диффузора в одной фазе.

Полосовой ящик. Это разновидность фазоинвертора, сегодня она получила широчайшее распространение. Представляет собой ящик с перегородкой и фазоинвертором (иногда с двумя и более), динамик установлен внутри ящика, в перегородке, а звук излучается через порт фазоинвертора. Полосовой ящик позволяет создать сабвуфер малых габаритов, но с отличной способностью воспроизводить даже самые низкие частоты.

Пассивный излучатель. Интересное решение, эффективность которого в ряде случаев превышает эффективность ФИ и бандпасса. Представляет собой закрытый ящик, в котором установлена активная головка и идентичная ей по характеристикам пассивная (так называемый радиатор). При работе активного динамика диффузор радиатора движется в такт, но в противофазе, и при определенном соотношении расстояний между динамиками и их размерами достигается высококачественное воспроизведение самого глубокого и насыщенного баса.

Также в отдельную категорию можно выделить компактные сабвуферы (compact sub), обустроенные в передней панели автомобиля или под пассажирским сиденьем. Однако это в любом случае будет либо закрытый ящик, либо фазоинвертор, но более дешевый и с несколько заниженными характеристиками.

Характеристики сабвуферов

Сабвуферы обладают теми же характеристиками, что и другие акустические системы, хотя здесь есть свои особенности. Наибольшее значение имеют следующие характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот;
  • Мощность;
  • Калибр;
  • Чувствительность;
  • Импеданс (номинальное сопротивление);
  • Резонансная частота;
  • Эквивалентный объем.

Диапазон частот. Показывает, какие частоты способен воспроизводить сабвуфер, сегодня чаще всего встречаются сабвуферы с воспроизводимым диапазоном частот от 20 до 200 Гц, однако верхняя граница может быть намного ниже — 150 или даже 100 Гц.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела | Аудио

Мощность. Сабвуферы — это мощные акустические системы, в автомобили редко ставят сабвуферы мощностью менее 100 Вт, чаще всего мощность лежит в пределах 150-250 Вт (этого в большинстве случаев достаточно). Но в продаже есть и изделия мощностью до 1000 Вт и более.

Калибр. Здесь речь идет о диаметре НЧ-динамика. Наибольшее распространение получили динамики диаметром 8, 10, 12 и 15 дюймов (20, 25, 30 и 38 см). Чаще всего находят применение НЧ-головки калибра 10 и 12 дюймов.

Оцените статью
ObzorTop15
Adblock
detector